Новости

Всемирный день безопасности пациентов

17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациентов, провозглашённый в мае 2019 года на Всемирной Ассамблее здравоохранения, которая и курирует основные мероприятия, приуроченные к этому дню.

Учреждение новой даты в календаре памятных дат и праздников ВОЗ было направлено на актуализацию важнейшего вопроса в системах здравоохранения разных стран: повышение степени безопасности пациентов при оказании им медицинской помощи, а также обмен опытом и выработка принципов достижения этой цели.

Ни для кого не секрет, что оказание медицинской помощи людям нередко сопряжено с определёнными рисками, характеризующимися степенью успешности лечения больного вне зависимости от выбранного метода лечения: оперативного, медикаментозного и т.д. Лечение может оказаться успешным, а может и безрезультатным, может повлечь за собой побочные негативные последствия для здоровья пациента. Именно предотвращение или максимально возможное сокращение подобных рисков и является основным вопросом, на который обращается внимание медиков 17 сентября.
Проблема безопасности пациентов поднималась и до 2019 года на ежегодных Глобальных министерских саммитах по безопасности пациентов, стартовавших в 2016 году.

Обращение внимания к одному из основополагающих принципов медицины: «Прежде всего – не навреди!» лежит в основе Всемирного дня безопасности пациентов.

В условиях пандемии COVID-19 проблема безопасности пациентов дополнилась и серьёзными рисками для медицинских работников, чья безопасность при оказании медицинских услуг оказалась под угрозой. Эта проблема, взаимосвязанная с основной темой Всемирного дня безопасности пациентов, стала в 2020 году неотъемлемой составляющей программы мероприятий, проводимых под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения.

Статистические подсчёты, указывают на то, что только в стационарах риск нанесения вреда здоровью при оказании медицинской помощи возможен для каждого десятого пациента. При этом около половины факторов, приводящих к рискам для здоровья пациента, относятся к числу тех, которые можно избежать или устранить. ВОЗ, проводя сравнение рисков, приводящих к смерти человека, подчёркивает, что риск гибели в результате авиакатастрофы почти в 10000 раз меньше, чем риск гибели в результате предотвратимого несчастного случая во время оказания медицинской помощи.

Поднимая проблему, ВОЗ совместно с представителями систем здравоохранения разных стран мира, медицинскими организациями проводит приуроченные к 17 сентября мероприятия: пресс-конференции, брифинги, дни открытых дверей, лекции и тематические беседы, интерактивные мастер-классы. Все эти мероприятия проводятся по основным направлениям в области безопасности в медицине: безопасность применения лекарственных препаратов, безопасность использования медицинского оборудования и изделий, а также безопасность самой медицинской деятельности. Часть просветительских мероприятий адресована самим пациентам, от поведения, поступков и знаний которых, в том числе зависит их собственная безопасность и успешность лечения. В ходе обсуждений вырабатывается комплекс мер, которые должны сформировать культуру безопасности в системе здравоохранения.

В рамках Всемирного дня безопасности пациентов в Российской Федерации в 2021 году запланированы следующие мероприятия:

Всероссийская олимпиада по безопасности в здравоохранении

Интерактивный опрос пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности

Всероссийский конкурс «Лидер качества в здравоохранении»

Начало учебного года. Без стрессов и хандры

Через считанные дни тысячи детей и подростков вновь пойдут в школу. Кто-то впервые. Для многих это – стресс, страхи, тревога, переживания… С чем это связано? Как настроить своего ребенка на позитив и сохранить его интерес к учебе? В рамках очередной акции «Эстафета здоровья» расспрашиваем медицинского психолога кризисного психологического центра для детей и подростков «Компас» (ООКПБ № 1) Анастасию Потокину. 

ПОЧЕМУ НЕ ХОЧЕТСЯ? 

– Важно понять, из-за чего формируются страх, нежелание, почему школа воспринимается как что-то негативное? Причины у детей могут быть разные. Либо это отсутствие друзей, либо сложности с успеваемостью, либо тревога, связанная с тем, что поставят плохую оценку, будут ругать учителя или наказывать родители. Нужно выяснить страхи и над ними работать. Родителям важно настраивать ребенка на то, что знания, полученные в школе, будут в жизни полезны; рассказывать, как помогает предмет в быту, приводить примеры: математика нужна, чтобы ты был финансово грамотным и умел рассчитываться в магазине, физика помогает понять, как происходят те или иные явления, и т.п. То есть важно находить интерес – для чего нужно учиться, тогда и обучение становится намного легче. И еще: доносите до ребенка – если ты ошибся, в этом нет ничего страшного, важно взять и попробовать эту ошибку исправить. 

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС 

– Самое главное – снизить тревогу у ребенка, потому что он приходит в новое место, незнакомое для него. Он еще не знает, какие дети будут с ним учиться, как проходят уроки, какие будут учителя… Расскажите. Дайте ему понять, что это не страшно, важно конкретизировать, как будет проходить каждое действие (линейка, урок, перемена), чтобы максимально адаптировать первоклассника к тем ситуациям, в которых он будет находиться. Предупредите ребенка: если возникнут какие-то сложности, сразу нужно говорить о них родителям. Если какие-то вещи будут проговариваться, составляться план действий (когда вдруг произойдет что-то неприятное), то ребенку будет намного легче адаптироваться к новым условиям.  

ВАЖЕН ЛИ РЕЖИМ ДНЯ? 

– Правильно организованный режим дня очень полезен для психического благополучия ребенка. Это нужно для того, чтобы школьник легче переносил нагрузки, не переутомлялся, чтобы у него были хорошие работоспособность и успеваемость. Если же, напротив, режим ребенка нарушится, то это может привести к раздражительности, беспокойству, плохому сну, снижению аппетита и даже серьезным отклонениям в здоровье школьника. 

НЕ РУГАТЬ, А ДОГОВАРИВАТЬСЯ 

– Самое главное – не критиковать и не ругать, если вдруг ребенок отказывается от выполнения домашних заданий, а надо выяснить причину, почему он не хочет садиться за уроки. Возможно, просто не успел доиграть, ему надо буквально две минуты. И здесь можно как раз договориться с ребенком, определить последовательность действий – если сейчас ты быстро выполнишь домашнее задание, у тебя останется много времени для любимой игры, мультика и т.п. Очень важно делать акцент на положительные изменения, которые его ждут. 

Что касается подросткового возраста, здесь могут быть другие факторы, которые влияют на то, что школьник не хочет делать уроки. Неуверенность, тревога, беспокойство, страх оценок или наказания. Ни в коем случае нельзя кричать, шантажировать и наказывать. Это влечет за собой обратный эффект. С одной стороны, идет привыкание к угрозам, наказаниям, а с другой – формирует еще большие тревоги, напряженность и неуверенность. Кстати, неэффективен как метод «кнута», так и метод «пряника» – чрезмерные похвала и поощрения могут избаловать ребенка или же, наоборот, развить в нем неуверенность. Родителям важно максимально спокойно выяснить причину, почему ребенок не хочет садиться за уроки. Если самостоятельно это сделать не получается, полезно обратиться за консультацией к специалисту.  

ОЦЕНКИ – НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ УМА? 

– Важно донести до ребенка: школьные отметки – не показатель умственных способностей, что данный результат, оценку всегда можно исправить. Очень важно готовить ребенка эмоционально спокойно реагировать на ситуацию проверки знаний. Выяснять переживания, которые связаны с контрольными, экзаменами. Из-за чего они – из-за оценок или страха наказания, когда родители жестко следят за успеваемостью школьника. Также полезно учить ребенка навыкам снижения тревоги, возможно, каким-то релаксационным техникам, необходимо прививать позитивное мышление. 

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ 

– Очень важны семейные традиции. Хорошо, если родители будут находить время на совместную с ребенком игровую деятельность, какие-то мероприятия: походы в кино, театр, на площадки, прогулки. То, что не связано с учебной деятельностью, с уроками. Почему это важно? Чтобы ребенок не думал, что родители с ним взаимодействуют только тогда, когда у него проблемы с успеваемостью или поведением, чтобы он понимал, что его принимают таким, какой он есть, любят и ценят независимо от того, как он учится в школе. Поэтому очень важно ввести такой «родительский час» – это положительно сказывается на эмоциональном настрое ребенка и формировании доверия. 

РЕБЕНОК И СМАРТФОН 

Обойтись сегодня без гаджетов невозможно: они прочно вошли в нашу жизнь. Как взрослым, так и детям высокотехнологичные устройства позволяют общаться, получать информацию, а также развлекаться. Но всё чаще мы сталкиваемся уже с зависимостью, когда ребенок практически «живёт» в смартфоне. 

Безопасны ли эти гаджеты для детей, как влияют на их развитие и как правильно организовать «общение» с девайсами – разбираем нюансы с медицинским психологом кризисного психологического центра для детей и подростков «Компас» (ООКПБ № 1) Анастасией Потокиной. 

Полностью лишить ребёнка смартфона невозможно - это уже часть современной жизни. Поэтому крайне важно позаботиться, чтобы смартфон приносил только пользу. 

Рекомендация первая:

 Соблюдать ограничения по времени использования смартфона в зависимости от возраста ребенка. В 5-6 лет — не более 60 минут в день; 7-13 лет – не более 2 часов в день (с обязательными перерывами через каждые 15-30 минут). С подростками  надо договариваться, им необходимо делать перерывы, чтоб они могли спокойно погулять, встретиться с друзьями, заняться какой-то активностью. 

Второе: 

Важно составлять правила пользования телефоном в семье. Например, определите зоны, где и когда гаджеты не используются: на кухне во время еды или в спальне, за приготовлением домашних уроков. Не используйте телефон за 1-2 часа до сна. Заряжайте устройство вне спальни, чтобы не отвлекаться на приходящие сообщения, а ночью не было бы соблазна посидеть в телефоне. 

Главное, чтобы взаимодействие с телефоном не влияло на физическую активность детей, на сон, питание и живое общение со сверстниками. 

Третье:

Рассказывайте о правилах безопасного нахождения в интернете, объясните своему ребенку, если он хочет что-то скачать или перейти по ссылке, что сначала надо сообщить об этом родителю. Вы должны быть в курсе, какой контент просматривает ребенок, чтобы ему была недоступна какая-то запрещенная реклама. 

Четвертое:

Развивайте другие интересы вашего школьника. Он должен быть чем-то занят. Именно свободное время дети заполняют бесконечным общением в социальных сетях и игрой в смартфонах.  

Пятое:

Больше общайтесь со своим ребенком. Интересуйтесь, как он провёл день, что нового, о чём мечтает, кто его друзья, какие с ними отношения и т.п. Чем больше вы общаетесь с детьми, тем лучше узнаете их. На ранних этапах легче обнаружить тревожные признаки конфликтов и депрессий. 

За психологической помощью можно обратиться в кризисный психологический центр для детей и подростков «Компас». Запись по телефону в Оренбурге 327-327 . Бесплатно и конфиденциально. 

Скачать материалы темы

Осторожно, жара!

Лето дарит нам много теплых и радостных дней, но жаркая погода устраивает нашему организму настоящую проверку на прочность.
Повышенная температура воздуха, как на открытой местности, так и в помещениях, может негативно отражаться на состоянии здоровья людей, в первую очередь пожилых и детей,   приводит к обострению хронических заболеваний, а в ряде случаев к перегреву организма и резкому ухудшению здоровья. Во избежание указанных последствий рекомендуется соблюдение ряда простых, но эффективных профилактических мер:

1. Ограничить пребывание на улице, снизить физические нагрузки до минимума.

2. При нахождении в помещении необходимо обеспечить их проветривание — приоткрыть форточки, окна, по возможности дополнительно включить вентиляторы (напольные, настольные).

3. При выходе на улицу рекомендуется надевать легкую одежду из натуральных тканей светлой расцветки, желательно, чтобы ворот одежды был не тугим, на улице обязательно пользоваться головным убором (летняя шляпа, панама, платок и т.п.), солнцезащитными очками, зонтиками.

4. Потребность в энергии в жаркую погоду снижается, поэтому организму летом нужна менее калорийная пища. В жаркий период времени надо отказаться от жирной пищи, а потребление мяса свести к минимуму, лучше всего его заменить рыбой или морепродуктами. Необходимо уменьшить прием в пищу копченых, жареных, и скоропортящихся продуктов питания.

5. В целях профилактики обезвоживания организма рекомендуется употреблять больше жидкости — чая, минеральной воды, морса, кисломолочных напитков с низким содержанием жира, отваров из сухофруктов, витаминизированных напитков. Избегайте употребления газированных напитков и жидкостей с повышенным содержанием сахара, энергетических и алкогольных напитков.

Для соблюдения питьевого режима необходимо выпивать не менее 1,5 литров жидкости в сутки. Вместе с этим важно помнить, что увеличивать количество потребления воды не стоит людям с заболеваниями почек и сердечно-сосудистой системы.

6. Рекомендуется употребление фруктов и овощей, тщательно вымытых перед употреблением водой гарантированного качества.

7. В течении дня по возможности примите прохладный душ.

8. Поездки на личном и общественном транспорте следует ограничить или планировать их в утреннее или вечернее время, когда жара спадает.

9. При посещении магазинов и других объектов массового скопления граждан, необходимо отдавать предпочтение тем из них, где обеспечивается оптимальный температурный режим воздуха.

10. Купание и водные процедуры на открытом воздухе проводить только в местах, отведенных и оборудованных для этих целей, с соблюдением правил организации купания.

Профилактика заболеваний печени

Тему очередной акции «Эстафета здоровья» посвятим одной из важнейших желёз в организме человека – печени. О том, какие она выполняет функции и как не допустить их нарушений, как сохранить орган здоровым, рассказывает главный внештатный специалист гастроэнтеролог регионального минздрава Елена Подгороднева. 

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН 

Печень выполняет множество функций. Например, это место синтеза белков, жиров, углеводов, то есть печень поддерживает постоянство обмена веществ; это депо витаминов и микроэлементов, в железе также есть резерв крови. Но основная функция печени – детоксикация: все вредные вещества, которые попадают в организм, проходят некий барьер, который убирает токсины. То есть печень – тот орган, который проводит чистку организма – «генеральную уборку», поэтому очень важно «не загрязнять» организм токсичными веществами. 

ГЛАВНЫЕ ВРАГИ ПЕЧЕНИ 

Главный враг печени – алкоголь. Злоупотребление спиртными напитками и вызывает повреждение, разрушение печени.  

Второй вредоносный фактор – вирусные гепатиты: В,С, вообще их 8 вариантов существует.  Они оказывают прямое повреждающее действие на орган, разрушая его клетки, вследствие чего формируется цирроз печени. 

Третий враг – лекарственные препараты, а именно токсичные, все они проходят обезвреживание в печени и могут вызывать формирование гепатитов. Вот почему важно не заниматься самовольным приёмом таблеток, зачастую без повода, без назначений врача.  

Еще один враг – нездоровая еда. Жирная, жареная пища. Формируется стеатогепатит – воспалительный процесс печени на фоне её жирового перерождения, когда развивается повреждение здоровых клеток. 

Курение (пусть не напрямую, но опосредованно) тоже вредит печени. Она буквально «забивается» смолами, никотином и другими вредными веществами, содержащимися в сигаретном дыму.  

ЧУДО-ОРГАН – так можно сказать о печени, которая уникальна тем, что может восстановиться, даже если 70% её клеток разрушены или повреждены. 

Есть даже методика пересаживания печени, когда ребёнку от родителя имплантируют маленький кусочек печени и за год она регенерируется до нормальных размеров. 

ЦИРРОЗ. НЕИЗЛЕЧИМ? 

Цирроз – это необратимое изменение в структуре печени, когда происходит замещение её клеток фиброзной соединительной тканью. Заболевание неизлечимое, но цирроз может уйти в стадию компенсации, когда человек себя неплохо чувствует, ведет нормальную жизнь. 

В этом плане самый «благодатный» – алкогольный цирроз печени: как только человек  отменяет алкоголь, печень (самый терпеливый орган) может восстановиться. И цирроз уходит в стадию компенсации. 

НА ПОЛЬЗУ ПЕЧЕНИ 

Всё, что касается здорового образа жизни – исключение алкоголя и других вредных привычек, правильное питание с достаточным количеством овощей, фруктов и зелени в рационе, двигательная активность – всё это на пользу печени, это как раз и будет профилактика заболеваний многофункционального органа. 

Скачать материалы темы

Поздравляем!

18.06.2021г. в ГБУЗ «ООКПТД» состоялось торжественное собрание, посвященное Дню медицинского работника.

Главный врач М.Г.Шамшурин поздравил с профессиональным праздником и вручил Почетные грамоты, благодарственные письма сотрудникам диспансера за многолетний добросовестный труд в области охраны здоровья населения, организации оказания медицинской помощи и личный вклад в развитие здравоохранения Оренбургской области.

 В торжественном мероприятии приняли участие начальник  отдела  по охране здоровья граждан управления по социальной политике администрации города Оренбурга Олейникова Е.А. и главный специалист отдела по охране здоровья граждан Хохлова Ж.Б., которые вручили благодарности администрации города Оренбурга врачу фтизиатру Щетининой И.В. и медицинской сестре Полоумовой Т.М..

Всех присутствующих с праздничной датой поздравила заместитель главного врача по медицинской части Скороварова Н.И., отметив, что каждый день медицинские работники дарят людям здоровье, радость и счастье, работа их сложна и ответственна, требует умения принимать решения, от которых порой зависит человеческая жизнь.

Вручение наград сопровождалось концертными номерами с участием сотрудников диспансера.

20 июня — День медицинского работника

Уважаемые коллеги!

Примите искренние поздравления с профессиональным праздником – Днем медицинского работника и благодарность за четкую и слаженную работу в наше непростое время!
Здоровье – самая большая ценность, и нет более почетной и ответственной профессии, чем медицинский работник.
Особая благодарность – ветеранам диспансера, ваше трудолюбие и преданность делу служат настоящим примером для всех медицинских работников!
Желаю счастья, здоровья, благополучия, мира и тепла вашим семьям, успехов в профессиональной деятельности!
Спасибо вам за трудолюбие, добрые сердца, верное служение медицине!

Главный врач ГБУЗ «ООКПТД» М. Г. Шамшурин