Памяти Михаила Геннадьевича Шамшурина

Татьяна Савинова: «Михаил Геннадьевич Шамшурин возглавлял областное здравоохранение в самые сложные 90-е годы. В это время заново выстраивалась система здравоохранения. Я сама работала врачом в 90-е — это задержка зарплаты, нехватка медикаментов, продуктов. Порой были вынуждены готовить суп из щавеля и крапивы для пациентов. Было много трудностей. И то, что Михаил Геннадьевич выстоял, мог развивать здравоохранения области, говорит о его невероятной ответственности, прежде всего, перед людьми. Мы должны помнить о нем не только как о руководителе фтизиатрической службы, но, в первую очередь, как о руководителе областного здравоохранения. Я очень благодарна Сергею Гавриловичу Жукову за воспоминания о Михаиле Геннадьевиче, которыми он поделился с жителями Оренбургской области».

Михаил Геннадьевич после окончания медицинского института работал в Красногвардейском, а потом в Первомайском районах, где вначале стал главным врачом Центральной районной больницы, потом заместителем главы администрации района по социальным вопросам. В это время в районе при содействии нефтяников было много построено в системе здравоохранения, приобретено большое количество оборудования.

После этого он работал в управлении здравоохранения города Оренбурга и был приглашен на работу в облздравотдел. Перед его назначением руководителем облздравотдела глава администрации поинтересовался, знает ли он проблемы, стоящие перед здравоохранением и пути их решения? Способен ли он их решить? Михаил Геннадьевич оптимистично ответил, что проблемы знает, не с улицы пришел и с подобранной командой решит все задачи, что в итоге он и сделал.

Чтобы оценить проблемы, стоявшие перед здравоохранением в то время, следует напомнить, что тогда происходило. Ранее существовавшая жёстко централизованная система управления здравоохранением с полной вертикалью власти была разрушена. Ликвидирована система централизованного снабжения лечебных учреждений медицинским оборудованием и медикаментами. Федеральное министерство не успевало адекватно реагировать на происходящие изменения. Нормативная база, регулирующая работу здравоохранения, устарела. Минздрав России управлял только федеральными клиниками, местные региональные управления здравоохранения регулировали деятельность государственных лечебных учреждений, то есть областных больниц. Вся структура здравоохранения, оказывающая первичную медицинскую помощь, подчинялась муниципалитету. Таким образом, здравоохранение городов и районов управлялось главами администраций муниципальных образований, которые возглавляли учителя, строители, бывшие фермеры, промышленники, имевшие весьма отдалённое представление о здравоохранении.

Непрофессиональное руководство привело многие больницы в кризисное состояние. Отсутствовали медикаменты, в том числе жизненно важные, не было таблетированных сахароснижающих препаратов, инсулинов, цитостатиков, антибиотиков, лекарств для лечения орфанных заболеваний. Появившиеся инсулины коммерческих фармацевтических предприятий имели большое количество различных осложнений из-за наличия в них балластных веществ. Практически во всех больницах была огромной кредиторская задолженность, нечем было кормить пациентов, не хватало перевязочных средств, нарастал износ оборудования. Снижалась доступность медицинской помощи населению. Повсеместно отмечалась задолженность по зарплате, иногда многомесячная. Появились неслыханные ранее забастовочные движения медицинских работников, голодовки.
Нарастало недовольство населения. Особенно остро ощущались проблемы на селе, где ко всему прочему, исчезло транспортное сообщение между сёлами и районными центрами. На место государственной системы лекарственного снабжения пришла частная, которой экономически было невыгодно открывать свои структуры в малочисленных поселениях.

Главное управление здравоохранения, которое пришел возглавить Михаил Геннадьевич, отвечало за состояние здоровья всего населения области, а реально руководило только областными учреждениями, которые финансировались из областного бюджета и средств ОМС. Муниципальное здравоохранение финансировалось муниципалитетами и средствами ОМС. Одномоментный переход на экономические рычаги управления и отношений привели к тому, что областные медицинские организации перестали курировать муниципальное здравоохранение, заниматься вопросами преемственности оказания медицинской помощи из-за отсутствия финансирования данного вида деятельности.

В таком состоянии принял Михаил Геннадьевич свой пост. Необходимо было срочно заниматься антикризисным управлением по всем разделам. Одной из первых задач деятельности он считал необходимым создание фармкомитета, на который возлагались надежды восстановления структуры государственного обеспечения лекарственными препаратами медицинских организаций и населения. Была создана и оснащена уникальным импортным оборудованием контрольно-аналитическая лаборатория. Она перекрыла канал поступления в область контрафактной лекарственный продукции. Областной аптечный склад стал заниматься вопросами централизованных закупок медикаментов, решать проблемы обеспечения населения жизненно важными лекарственными препаратами, снабжать лекарствами сельские населённые пункты. Через самое тесное взаимодействие по всем вопросам с тогда самостоятельной структурой областного подчинения — Областной лицензионно-аккредитационной комиссией медицинской и фармацевтической деятельности администрации Оренбургской области удалось восстановить вертикаль управления всеми медицинскими организациями через приведение их в полное соответствие с лицензионными требованиями. Стали регулярными проведения кустовых коллегий по зонам области с предварительной отработкой экспертами всех муниципальных структур здравоохранения, где отрабатывалось распределение потоков пациентов между районами по профилю заболеваний, создание межрайонных центров оказания медицинской помощи. В основном они располагались в крупных городах области с хорошо развитым здравоохранением. Вносились предложения по законодательной инициативе на разные уровни представительской власти. Стали практиковаться выездные формы работы областных специалистов на места, с выездом комплексных бригад в территории с конкретно поставленными для них задачами. Была отработана система оказания акушерско-гинекологической помощи, в первую очередь регламентирована медицинская помощь беременным, с обязательной досрочной госпитализацией их при наличии патологии в областные и межрайонные перинатальные центры с развитой неонатальной службой. Это способствовало снижению материнской и младенческой смертности в области.
Наладилась продуктивная просветительская работа со СМИ. Главное управление здравоохранения области на постоянной основе занималось отработкой и корректировкой тарифов для ОМС, межведомственным взаимодействием с ВТЭК (МСЭК), соцзащитой, соцобеспечением. Лицензионный орган готовился к переходу под эгиду Главного управления здравоохранения области. Получили развитие стационарозамещающие технологии оказания медицинской помощи, в том числе хирургической, при малых оперативных вмешательствах, грыжесечениях.

Особое внимание Михаил Геннадьевич уделял созданию областных медицинских целевых программ для привлечения дополнительного финансирования и межведомственного взаимодействия. Например, по улучшению оказания медицинской и иной помощи пациентам, страдающим сахарным диабетом, медицинскому и социальному обслуживанию ветеранов войн и приравненного к ним контингента. Перестали удовлетворять потребность населения квоты на оказание кардиохирургической помощи за пределами области. Под руководством Михаила Геннадьевича была разработана и реализована программа по развитию кардиохирургической и рентгеноангиохирургической помощи населению.

Он обладал даром формирования команды единомышленников. Умел слушать и слышать дельные советы. Были созданы очень доверительные и уважительные отношения среди сотрудников Главного управления здравоохранения области, что ни в коей мере не исключало перманентного жесткого контроля за порученное дело. Первому заместителю Михаила Геннадьевича помимо прочего вменялось в обязанность также еженедельно контролировать исполнение поручений службами Главного управления здравоохранения области и согласование планов их работы на следующую неделю. Все управленческие решения принимались с обязательным указанием лица, ответственного за его исполнение, и срока контроля исполнения.
Особенно хочется отметить стремление Михаила Геннадьевича разгрузить больницы от излишней, порою дублирующей отчётности, сведённой им до разумного минимума. Никто из сотрудников Главного управления здравоохранения области не мог запрашивать какую-любо информацию из лечебно-профилактических учреждений без одобрения этого запроса его заместителями.
Михаил Геннадьевич принял здравоохранение области в кризисном положении и передал его к окончанию полномочий губернатора и его команды в рабочем, стабильном состоянии.

Благодарим Сергея Гавриловича Жукова за рассказ о Михаиле Геннадьевиче Шамшурине.

Источник: https://minzdrav.orb.ru/presscenter/news/48292/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *